?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Если посмотреть в учебники истории Грузии можно прочитать о том как в 1118 Давид Cтроитель присоединил регион к Грузии, в основном из за его стратегического расположения. Уже с 1186 года регионом управляли Мхаргрдзели. Лори так же был краем Меликишвилов у которых могильник и крепость располагалась в Ахтале. Hекое время управляли ей и армянские цари.

Сегодня территория Лори входи в состав Армении. Он был передан Армении после советизации Грузии 1921 году.

Но сегодняшняя статья не об этом. Разговор о грузинских церквях этого региона.
Постараюсь изложить все кратко .

Совсем не давно завершился долгожданный визит Католикоса всех армян Гарегина II в Грузию. Как известно армянская церковь уже давно имеет свои претензии к грузинской стороне и требует передачи несколько церквей которых онa считают своими. Есть также претензии и о юридическом статусе армянской церкви в Грузии. Но мало ли кто знает о том, что такие претензии к армянской стороне есть и у Грузии. На пример такие церкви в Лори (область в Армении) как Ахтала, Кобаир(и), Хневанк(и), Хучап(и), Киранс(и) и несколько других церквей и вправду принято считать по просихождению православными т.е. грузинскими.
Сегодня я бы хотел коснутся этой темы. Поговорить о нескольких вышеупомянутых церквях и посмотреть, могут ли они претендовать на грузинское происхождение

Ахтала - епископская кафедра, которую основал Вахтанг Гортасали. Именно он основал на эту территорию Агаракскую епископскую кафедру, который был одним из важеншых духовно-культурных центров "Квемо Картли".

Позже, IX-X вв этот край перешел к армянским Багратунянам, хотя большая часть Лори в XI в. вернулась в состав Грузии и с тех пор до 1920 года, этот край был духовным центром ГПЦ в "Квемо Картли"

Возрождения края связано с XIIIв. Именно в это период c поддержкой царицы Тамары и деятельностью Иоанна Мхаргрдзели и его сына Авага, начался новый этап строительства и возрождения монастыря (Как и Иоанн так и Аваг похоронены в монастыре). Именно с именем Мхаргрзделов связано построение основной части монастырского комплекса.
По архитектуре монастырь типично грузинский.
В монастрыре активно переводили православную литературу с грузинского на армянский об этом свидетельствует и сохранившийся в рукописи 1248 года колофон «выполненный рукой недостойного Симеона», который переводил «с грузинского языка на армянский язык в стране армянской, в монастыре грузинском, который называется «Плиндзаханк» 

В 1438 г. впервые в источниках упоминается деревня с названием Ахтала как собственность Грузинского Католикосата.

О грузинском происхождении храма свидетельствую и надписи на надгробных камнях. Также надписи на фресок и на стенах Монастыря.  Росписи церкви датируются между 1205 и 1216 гг. В соответствии с грузинской традицией в парусах помещены изображения евангелистов в медальонах, а на лицевых сторонах арок текст Пс 103. 19 на асомтаврули. В нижней части зап. стены изображены святые Грузинской Церкви, среди которых Св. равноапостольные Нина и Иоанн Зедазнели. В южном и северном рукавах пространственного креста представлены циклы росписей, посвященные Пресвятой Богородице и Спасителю.


Кобайр
монастырь, расположенный близ города Туманян. Монастырь был основан в 1171 году дочерю царя Ташир-Дзорагетского царства Кюрике II Мариам. Через два века подвергся значительному разрушению во время сильного землетрясения. Руины известны прежде всего своими уникальными настенными росписями — фресками, созданными под грузинской и византийской

Делать длинный исторический ракурс не буду. Представлю вашему вниманию фото где очень четко видны только грузинские надписи.



Монастырь Хневанк

Монастырь Хневанк о котором я уверен в Грузии большинство даже и не слышали:

 

Впрочем продолжать можно долго.
Как видно Монастырей и Церквей в Лори с грузинским следом не мало. Точно число даже не установлено.
Я не буду утверждать что все они грузинские. Неверное вы сами должны сделать выводи.
Для меня главное, что бы наконец Грузинская и Армянская сторона согласились создать комиссию, которая установила бы всю правду об этих и о других монастырях и церквях.
 


Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 82 comments — Leave a comment )
kevorkov_zhorik
Aug. 12th, 2011 07:21 pm (UTC)
Лично по мне, и армянам и грузинам стоит передать друг другу церкви которые принадлежат другому народу. Что ещё и из-за церквей спорить?
Так же предоставить статус юр.лиц как армянской церкви в Грузии так и наоборот!
blumgardt
Aug. 12th, 2011 07:54 pm (UTC)
Согласен. Надеюсь скоро до етого дойдем
(no subject) - kevorkov_zhorik - Aug. 12th, 2011 07:58 pm (UTC) - Expand
mjora
Aug. 12th, 2011 07:48 pm (UTC)
Во-первых ,когда грузинские власти строили там церкви,там жили в основном или только - армяне( даже по их названию понятно ),хотя надо сказать ,что были они православными .Но там православные не живут уже очень давно и если там ещё оставались православные армяне до присоединения этой территории к РИ,то они уже православными не были и жило там уже очень мало армян,жили там вокруг в основном тюрки.
Теперь,допустим ,АПЦ признало право ГПЦ на эти церкви - кто туда будет ходить,православных там нет в радиусе 50-80 км.
blumgardt
Aug. 12th, 2011 07:57 pm (UTC)
А вы слышали о током явление как "историческое наследие"?
Или вы думайте что все памятники народов, которые остались за пределами своих стран надо просто забыть потому, что может быть там больше не проживают те которые построили эти памятники?
Что за абсурдный аргумент!
(no subject) - mjora - Aug. 12th, 2011 08:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - blumgardt - Aug. 12th, 2011 08:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mjora - Aug. 12th, 2011 09:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - blumgardt - Aug. 12th, 2011 09:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mjora - Aug. 12th, 2011 09:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zurist - Aug. 12th, 2011 10:55 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - mjora - Aug. 13th, 2011 11:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - alkhas1 - Aug. 13th, 2011 01:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mjora - Aug. 13th, 2011 01:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alkhas1 - Aug. 13th, 2011 04:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - archaeopteryxus - Aug. 14th, 2011 01:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - abk2008 - Oct. 13th, 2011 04:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - satai - Aug. 17th, 2011 11:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - zurist - Aug. 12th, 2011 10:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - archaeopteryxus - Aug. 14th, 2011 01:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - di_bendeliani - Aug. 13th, 2011 08:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - mjora - Aug. 13th, 2011 08:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - blumgardt - Aug. 13th, 2011 08:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - mjora - Aug. 13th, 2011 08:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - blumgardt - Aug. 13th, 2011 08:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - di_bendeliani - Aug. 13th, 2011 10:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - mjora - Aug. 13th, 2011 10:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - di_bendeliani - Aug. 13th, 2011 01:55 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - mjora - Aug. 13th, 2011 10:47 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - grigor_yan - Aug. 13th, 2011 06:25 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - blumgardt - Aug. 13th, 2011 07:25 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - grigor_yan - Aug. 14th, 2011 02:35 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - grigor_yan - Aug. 14th, 2011 07:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - grigor_yan - Aug. 14th, 2011 02:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - archaeopteryxus - Aug. 14th, 2011 02:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - grigor_yan - Aug. 14th, 2011 02:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - archaeopteryxus - Aug. 15th, 2011 08:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - grigor_yan - Aug. 15th, 2011 09:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - temom - Aug. 13th, 2011 06:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - archaeopteryxus - Aug. 14th, 2011 02:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - grigor_yan - Aug. 14th, 2011 02:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - archaeopteryxus - Aug. 15th, 2011 07:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - blumgardt - Aug. 13th, 2011 10:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - mjora - Aug. 13th, 2011 11:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - archaeopteryxus - Aug. 14th, 2011 01:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - archaeopteryxus - Aug. 14th, 2011 01:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - grigor_yan - Aug. 14th, 2011 02:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - archaeopteryxus - Aug. 15th, 2011 07:49 pm (UTC) - Expand
archaeopteryxus
Aug. 14th, 2011 01:39 pm (UTC)
*** Во-первых ,когда грузинские власти строили там церкви,там жили в основном или только - армяне ***

Не жили там армяне ни только, ни в основном. В основном там жили как раз грузины. Армяне вообще до первой трети XIX века (когда их стала поселять на Кавказ Российская империя) не жили на Кавказе в значительном числе. В Средние Века большинство армян жили в Армении и других местах Малой Азии.
(no subject) - grigor_yan - Aug. 14th, 2011 02:46 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - grigor_yan - Aug. 14th, 2011 07:25 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - grigor_yan - Aug. 14th, 2011 08:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - blumgardt - Aug. 15th, 2011 04:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - grigor_yan - Aug. 15th, 2011 10:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - grigor_yan - Aug. 15th, 2011 10:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - blumgardt - Aug. 15th, 2011 01:39 pm (UTC) - Expand
И может быть вас потом - grigor_yan - Aug. 15th, 2011 04:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - archaeopteryxus - Aug. 15th, 2011 07:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - archaeopteryxus - Aug. 15th, 2011 07:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - adi64 - Feb. 24th, 2018 11:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - Sergo Cusiani - Dec. 21st, 2018 08:59 pm (UTC) - Expand
shuv_petrosyan
Aug. 14th, 2011 08:35 pm (UTC)
Зачем передавать, просто нужно сделать эти церкви действующими, ведь православные в тех районах есть. Сегодня как раз разговаривала на эту тему с настоятелем Грузинской церкви в Ереване отцом Александром
grigor_yan
Aug. 14th, 2011 09:00 pm (UTC)
И что эти "православные" (видимо некоторое количество русских) будут делать с теми вековыми руинами? У них найдутся средства, чтоб как положено отреставрировать исторические памятники? Что-то я серьезно сомневаюсь. А строить стены из шлакоблока и покрывать шифером кровлю никто не разрешит. Как не разрешат покрывать шифером Парфенон.
(no subject) - blumgardt - Aug. 15th, 2011 07:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - grigor_yan - Aug. 15th, 2011 10:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - shuv_petrosyan - Aug. 15th, 2011 02:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - blumgardt - Aug. 15th, 2011 03:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - grigor_yan - Aug. 15th, 2011 05:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - grigor_yan - Aug. 15th, 2011 05:14 pm (UTC) - Expand
simonkartveli
Aug. 20th, 2011 07:31 pm (UTC)
Зачем споорить на эту тему, почитаем древние армянские источники и узнаем кто там жил по самим армянским источникам и кому эти земли на самом деле принадлежали, еще до появления армян на южном кавказе или государства древних урартийцев.


В труде знаменитого армянского ученого 7 века - Анания Ширакаци, где в своем труде «География» он описывает:

«Иверия, то-есть Грузия, к востоку от Егера, в смежности с Сарматией у Кавказа, простирается до пределов Албанских по реке Куре. Области Грузии следующие: Кларджи, Ардаган, Шавшети, Джавахи, Самцхе, Адчара, ...Манглисское ущелье, Квеш-ское ущелье (древнее название нынешнего Башкичетского, или Дманисского, района. — С. Д.), Болнисское ущелье, Трелы (т. е. Триалети. —С. Д.), Кангары, Ташир»
Текст „Географии" представлен в нескольких редакциях См., напр., „Армянская география VII в, по Р. X . (приписывавшаяся М. Хоренскому). Текст и перевод"... изд- К. Патканов, С.-Пб. ) 1877, стр. стр. 38—40 и 16-17 (текст); G é ographie de Mo ï se de Cor è ne d ’ apr è s Ptol é me ”. ed . p . A . Soukry , Ven ., 1881, p . p . 37—39.


В конце 9 века, усилившееся Армянское царство захватывает на непродолжительный период эту древнегрузинскую область, покоряет силой местное население, «которое укрылось в глубоких пещерах и лощинах» (Ованес Драсканакерци), при этом историк население именует «гугарами», и в его глазах, оно было по происхождению идентично, с населением остальной части Грузии и было неармянского происхождения.
Вывод о том, что гугары являлись иверами (грузинами), однозначно, следует из сопоставления и более древних армянских трудов, таких как Мовсеса Хоренаци, Фавстоса Бузанда.
tukhareli
Mar. 21st, 2015 01:45 pm (UTC)
а Гугары жители Картли.

"бдешх (Питиахш) гугаров Ашуша - Мовсеса Хоренаци, у Лазара Фарпеци (V в.), Мовсеса Каланкатваци (VII в.) и Степаноса Орбеляна (XIII в.) называется бдешхом иверийцев."

«А после смерти Ашота, отца их, все внешние земли, которыми владели [сыновья Ашота] отобрали у них
сарацины ...
Гуарам (сын Ашота куропалата) же сумел захватить Джавахети, Триалети, Ташири и Абоци и Артани. … Но Гуарам же поделил страну свою между братьями своими Адарнасе и Багратом; часть Абоци (და აბოცი განუყო) отдал шурину своему — царю Армении.
... И супротив Насра стали враждовать армяне, Липарит и картлийцы, и Ашот — брат Давида, а заодно с ними сарацины. Сразились с Насра и вынудили его бежать. И отобрали у него крепости.»
После смерти Насра ок.888 г. армяне захватили принадлежавшие ему земли в Квемо Картли.

Армянский историк X в. Ухтанес називает територию Лоре-Ташири как Врац-Дашт: т. е. Поле Грузин.
Sergo Cusiani
Aug. 4th, 2016 06:40 am (UTC)
Колxоз имени Берия
- Льавренти Павльовичь! У нас, у армян, оччен неплодородные земли.

Edited at 2016-08-04 10:47 am (UTC)
Sergo Cusiani
Aug. 4th, 2016 07:57 am (UTC)
Армянский руководитель Vs. персидский ковёр.
То, что на Кобаире и сотне другиx церквей на территории Арм.ССР надписи вырезаны грузинской азбукой на грузинском языке до закладки строительныx камней в стену - не аргумент для армянского нагорно-автоxтомного истаблишмента.
- А пачиму в Лори грузини ни живу-у-ут?
- Потому, что вы иx всеx выжили после советизации Лори.
Как и всеx татар на территории Арм.ССР, которые составляли 68% населения до советизации.


Edited at 2016-08-04 10:45 am (UTC)
David Martire
Dec. 20th, 2018 11:10 pm (UTC)
Re: Армянский руководитель Vs. персидский ковёр.
А почему не 108% Так и говорите, татар в Армении до революции было 108%, а лучше 208, чтобы эффектнее звучало
Sergo Cusiani
Aug. 4th, 2016 11:19 am (UTC)
"Их строили православные армяне"
Ваx!!!
Конечно, иx православные армяне строили.
Как Витязя тоже православный арменин написал, конечно.
Вообще, армяне -- очень прагматичный народ.
Зачем армянскому арxитектору было писать на-армянском на xраме Кобаири? Вокруг были одни грузины, вот он и написал по-грузински.
Зачем им было писать поэму на армянском, когда армянской аудитории вокруг не было.
Ближайший потенциальный читатель поэмы на армянском сушил верблюжье дерьмо в пустыне сирийской.
Чаяния и стремления автоxтомной фауны одноимённого нагорья красноречиво выразил Пушкiнъ:

Армяне, шумною толпой.
Толкали ж0пой паровоз.
Но не нашла душа покой:
Тот паровоз был без колёс.
1815 г.

До сиx пор толкают паровоз жизни.
Тем же местом.



Edited at 2016-08-04 04:08 pm (UTC)
David Martire
Dec. 20th, 2018 11:22 pm (UTC)
Re: "Их строили православные армяне"
Армяне хоть и прагматичные, но они не додумались еще стирать чужие надгробия и подкладывать ночью свои на территорию чужой церкви чтобы потом выдать церковь как за свою.

Этническая ситуация и конфликты в государствах СНГ и Балтии: ежегодный доклад. — Армянская Апостольская церковь. Межконфессиональная ситуация — Институт этнологии и антропологии РАН, 2006 — стр.337 Напряжение, связанное с конфликтом 17-летней давности по поводу церкви Норашен, вновь возросло после очевидной попытки фальсификации исторических фактов, осуществленной представителем грузинского духовенства. В начале года надгробные камни с грузинскими надписями вековой давности неожиданно появились во дворе армянской церкви Норашен. Поскольку грузинские камни были привезены в Тбилиси с неизвестных могил, армянские надгробные плиты, расположенные по другую сторону церкви, подверглись актам вандализма — с них были стерты армянские надписи. Этот инцидент объясняется желанием любыми способами «доказать», что церковь Норашен фактически является грузинской православной
David Martire
Dec. 20th, 2018 11:24 pm (UTC)
Re: "Их строили православные армяне"
А для пущего разжигания розни добавил еще расистский стишок, в котором слово "цыгане" заменил на "армяне" и добавил дату 1815. Что это за 1815? Год замужества твоей прабабки?
( 82 comments — Leave a comment )

Profile

blumgardt
blumgardt

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono